СМИ сообщают , что группа крови человека может влиять на вероятность заражения коронавирусом.

Сообщения основаны на исследовании , в котором сравнивали группы крови 2173 пациентов с коронавирусом в больницах в Китае с группами крови 27 080 человек из общей совокупности населения в Ухане и Шэньчжэне. Исследование не прошло процесс рецензирования и не было опубликовано в медицинском журнале, но было досрочно выпущено.

Исследование показало, что у пациентов с коронавирусом группа крови А встречалась чаще, а группа 0 — реже, чем в общей популяции. Но это не означает, что группа крови напрямую влияет на инфекционность коронавируса. Это может быть совпадением.

Неясно, как группа крови может повлиять на вероятность заражения коронавирусом. Как правило, перед признанием какого-либо фактора риска заболевания необходимо привести обоснования этого явления с биологической точки зрения, а также провести обсервационные исследования с убедительными доказательствами.

Источник мифа

История впервые всплыла в South China Morning Post17 марта, где сообщалось, что «люди с группой крови A могут быть более уязвимы к новому коронавирусу, в то время как люди с группой крови 0 кажутся более устойчивыми».

На чем основано данное заявление?

Заявления были сделаны в препринте исследователями из семи больниц и университетов в Ухане, Шэньчжэне и Шанхае, Китай. Исследователи сравнили распределение групп крови у 2 173 пациентов с COVID-19, подтвержденным тестом на наличие SARS-CoV-2, из трех больниц в Ухани и Шэньчжэне (включая 206 умерших), и у 27 080 человек из «недавних опросов» общей популяции Ухани и Шэньчжэня.

В исследовании сообщается следующее:

  • У 37% пациентов с COVID-19 (включая 85 умерших) была группа крови A, по сравнению с 29% в общей популяции.
  • 26% пациентов с COVID-19 (включая 52 умерших) имели группу крови 0, по сравнению с 38% в общей популяции

Исследователи подсчитали, что вероятность заражения для людей с группой крови А были на 21% выше, чем для людей с другими группами крови (отношение шансов (ОШ) 1,21, 95% доверительный интервал (ДИ) от 1,02 до 1,43), а вероятность заражения для людей с группой крови 0 была на 33% ниже, чем у людей с двумя другими группами крови (ОШ 0,67, 95% ДИ от 0,60 до 0,75). Непонятно, можно ли объяснить очевидную разницу систематической ошибкой при выборе людей для этого исследования.

Однако результаты не были однородными во всех 3 больницах. В одной больнице в Шэньчжэне вероятность заражения людей с группой крови А не была выше, чем людей с другими группами крови. Это может быть обусловлено меньшим числом пациентов из этой больницы (285) в выборке.

 

О чем сообщают надежные источники?

ВОЗ и Национальная служба здравоохранения не прокомментировали документ.

Комментируя ситуацию Научному медиацентру (Science Media Centre), доктор Шакти Вайяпури, доцент кафедры сердечно-сосудистых заболеваний и фармакологии ядов Университета Рединга, заявил: «Существует недостаточно доказательств в поддержку каких-либо утверждений о наличии чего-то большего, чем случайной корреляции между группой крови АВО и восприимчивостью к заражению Covid-19».

Он заявил, что в полученных результатах «слишком много параметров, которые вызывают сомнения», и добавил: «Важно не паниковать по поводу этих результатов, поскольку для обоснования этих утверждений необходимы дальнейшие научные исследования».

Анализ EIU Healthcare при поддержке Рекитта Бенкизера

 

цитирование

1. Jiao Z et al. Связь между группой крови АВО и восприимчивостью к КОВИД-19. Препринт MedRxiv: https://doi.org/10.1101/2020.03.11.20031096, (По состоянию на 26 марта 2020 г.)

Список для чтения

1. Научный медиацентр. Экспертная реакция на препринт по типу крови А и восприимчивости к КОВИД-19. https://www.sciencemediacentre.org/expert-reaction-to-a-preprint-on-blood-type-a-and-covid-19-susceptibility/ (По состоянию на 26 марта 2020 г.)

Media reports suggested that people’s blood group may affect their chances of infection with coronavirus.

The reports were based on a study which compared blood groups of 2,173 coronavirus patients in hospitals in China with blood groups of 27,080 people from the general population in Wuhan and Shenzhen. The study has not been peer-reviewed or published in a medical journal, but was released early.

The study showed blood type A was more common and type O less common in coronavirus patients than in the general population. But that does not mean blood type directly affects coronavirus infectivity. It could be a co-incidence.

It is not clear how blood type might affect the chances of being infected with coronavirus. Usually, before people accept that something is a risk factor for an illness, we need a biologically-plausible reason why that might be and strong observational research too.

Where did the story come from?

The story first surfaced in the South China Morning Post, which reported on 17 March that “People with blood type A may be more vulnerable to infection by the new coronavirus, while those with type O seem more resistant.”

What is the basis for the claim?

The claims were made in a pre-publication paper by researchers from seven hospitals and universities in Wuhan, Shenzhen and Shanghai, China. The researchers compared the blood group distribution in 2,173 patients with COVID-19 confirmed by SARS-CoV-2 test, from three hospitals in Wuhan and Shenzhen (including 206 who had died), with that of 27,080 people from “recent surveys” of the general population of Wuhan and Shenzhen.

The research reported:

  • 37% of patients with COVID-19 (including 85 who had died) were blood type A, compared to 29% of the general population
  • 26% of patients with COVID-19 (including 52 who had died) were blood type O, compared to 38% of the general population

The researchers calculated that people with blood type A were 21% more likely to be infected than people with other blood types (odds ratio (OR) 1.21, 95% confidence interval (CI) 1.02 to 1.43) and people with blood type O were 33% less likely to be infected than people from other blood groups (OR 0.67, 95% CI 0.60 to 0.75). It is not possible to say if a bias in the way people were selected for this study could have accounted for the apparent difference.

However, the results were not consistent for all 3 hospitals. For one hospital in Shenzhen, people with blood type A were no more likely to be infected than those with other types. This may be because there were fewer patients (285) sampled from this hospital.

 

What do trusted sources say?

The WHO and NHS have not commented on the paper.

Commenting via the Science Media Centre, Dr Sakthi Vaiyapuri, Associate Professor in Cardiovascular and Venom Pharmacology, University of Reading, said: “There is little evidence to substantiate any claim that there [is] any more than a coincidental correlation between blood group ABO and susceptibility of contracting Covid-19.”

He said there were “far too many parameters that cast doubt” on their findings, and added: “Importantly, people should not panic about these results as clearly further scientific research is required to substantiate these claims.”

Analysis by EIU Healthcare, supported by Reckitt Benckiser

 

Citation

1.     Jiao Z et al. Relationship between the ABO Blood Group and the COVID-19 Susceptibility. MedRxiv preprint doi: https://doi.org/10.1101/2020.03.11.20031096. (Accessed 26 March 2020)

Reading list

1.     Science Media Centre. Expert reaction to a preprint on blood type A and COVID-19 susceptibility. https://www.sciencemediacentre.org/expert-reaction-to-a-preprint-on-blood-type-a-and-covid-19-susceptibility/ (Accessed 26 March 2020)