В социальных сетях стали появляться посты с советами о том, что необходимо пить горячую воду или полоскать ротовую полость, чтобы «смыть коронавирус» и предотвратить инфицирование.

Хотя питье теплой воды или полоскание горла могут помочь при боли в горле, нет никаких доказательств того, что это защитит от коронавирусной инфекции.

Коронавирус проникает в организм через глаза, рот или нос. При попадании в эти области он может проникать в клетки и начать размножаться. Вот почему лучший способ защиты от вируса — это мыть руки с мылом и не прикасаться к глазам, рту или носу. Как только вирус попадет в ваш организм, питье воды или полоскание горла вряд ли помогут.

Полоскание горла широко используется в некоторых странах для профилактики простуды и гриппа, хотя доказательств эффективности таких мер недостаточно.

Источник мифа

Онлайн-платформа NHS 111 для проверки на наличие признаков коронавируса не включает 10-секундный тест задержки дыхания в качестве допустимого способа проверки, заражен ли человек вирусом или нет. На сайте NHS утверждается, что симптомы, на которые нужно обратить внимание, — это высокая температура или вновь появившийся непрерывный кашель, — и представлены советы о том, что делать при их наличии. Окончательный тест на текущую коронавирусную инфекцию включает тестирование на генетический материал вируса в мазках из дыхательных путей. Нью-Йорк Таймс сообщила сообщило, что в социальных сетях публикуется много вопросов о полоскании как профилактической мере.

В некоторых странах Восточной Азии полоскание горла является распространенной практикой, и многие считают, что она снижает вероятность инфицирования. Такая мера была даже включена Японским правительством в рекомендации при пандемическом гриппе..

На чем основано данное заявление?

Исследования использования горячей, тёплой или солёной воды для питья и полоскания в качестве защиты от вируса, вызывающего Covid-19, не проводились.

Обзор данных о способности немедицинских вмешательств замедлить или остановить распространение гриппа был выполнен в 2015 г. и включал два исследования гигиены полости рта, проведенных в Японии. В одном из них рассматривались еженедельные консультации стоматологов-гигиенистов и их рекомендации для пожилых людей, согласно которым такие меры снижали уровень бактерий в полости рта и признаки инфекции в слюне. В другом сравнивали полоскание водой, раствором повидон-йода или обычную личную гигиену. В нем не было обнаружено значимого преимущества полоскания в качестве профилактического средства, независимо от способа полоскания. В обзоре сделан вывод об «эффективности гигиены полости рта и мытья рук».

Эксперты оспаривают мнение о том, что питьевая вода или полоскание горла могут «смыть» вирус. В беседе для интернет-ресурса BBCТруди Ланг (Trudie Lang), профессор глобальных исследований в области здравоохранения в Оксфордском университете, заявил об «отсутствии биологического механизма», позволяющего смыть респираторный вирус в желудок для его уничтожения.

Доктор Амеш Адалья (Amesh Adalja), старший научный сотрудник, занимающийся исследованием новых инфекционных заболеваний в Центре безопасности здравоохранения имени Джона Хопкинса в США, добавляет: «Действительно, коронавирус может вызывать боль в горле, и полоскание теплой водой может улучшить самочувствие, что, однако, не оказывает прямого воздействия на вирус».

Обильное питье и поддержание водного баланса в организме — это, в целом, хорошая рекомендация, особенно при плохом самочувствии. Но нет никаких причин полагать, что это защитит от заражения.

О чем сообщают надежные источники?

Гарвардская школа общественного здоровья им. Т.Х. Чана заявляет: «Нет никаких доказательств того, что регулярное полоскание защищает от заражения новым коронавирусом. Хотя такие меры могут помочь успокоить боль в горле, они не предотвратят попадания вируса в легкие, равно как и частое проглатывание воды».

Анализ EIU Healthcare при поддержке Рекитта Бенкизера

 

цитирование

  1. Smith S et al. Использование немедикаментозных вмешательств для снижения передачи гриппа у взрослых: систематический обзор. Respirology (2015) 20, 896–903 дои: 10,1111 / соотв. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/resp.12541

Список для чтения

  1. План действий по обеспечению готовности к пандемическому гриппу правительства Японии. Межведомственный комитет по птичьему гриппу. Пересмотрен в октябре 2007 года. https://www.mhlw.go.jp/english/topics/influenza/dl/pandemic02.pdf [По состоянию на 1 апреля 2020 г.]
  2. BBC News Fact Check Team: Coronavirus: поддельный совет здоровья, который вы должны игнорировать. 8 марта 2020 г. https://www.bbc.co.uk/news/world-51735367
  3. Джеки Порошок. COVID-19 Мифы против реалий. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса. https://www.jhsph.edu/covid-19/articles/coronavirus-facts-vs-myths.html
  4. Мифы против фактов. Гарвардская школа здравоохранения им. Т.Х. Чана. https://www.hsph.harvard.edu/india-center/myths-vs-facts/

There have been posts on social media of people advising each other to drink hot water or gargle, to “wash away” coronavirus and prevent infection.

While drinking warm water or gargling may help symptoms if you have a sore throat, there’s no evidence that it will protect against coronavirus infection.

Coronavirus enters the body through the eyes, mouth or nose. When it arrives in these areas, it can get into a cell and start to reproduce. That’s why the best way to protect against the virus is to wash hands with soap and avoid touching your eyes, mouth or nose. Once the virus is in your body, drinking water or gargling is unlikely to help.

Gargling is commonly used in some countries as a way to prevent colds and flu, although there is little evidence that this works.

Where did the story come from?

The New York Times reported that there are many posts on social media asking about gargling as a protective measure.

In some countries in East Asia, gargling is a common practice and widely believed to reduce infection. It was even part of the recommended pandemic influenza response by the Japanese government.

What is the basis for the claim?

There have been no studies looking at whether gargling or drinking hot water, warm water or salted water can protect against the virus that causes Covid-19.

A review of evidence on whether non-medical interventions can help to slow or stop the spread of flu, carried out in 2015, included two trials of oral hygiene carried out in Japan. One looked at weekly dental hygiene appointments and advice from hygienists for elderly people, which found this reduced oral bacteria and signs of infection in saliva. Another compared gargling with water, povidone iodine mouthwash or usual personal care. It found no significant preventive effects for gargling, or for one type of gargling versus the other. The review concluded that “oral hygiene and handwashing [showed] efficacy.”

Experts have challenged the view that drinking water or gargling can “wash away” the virus. Speaking to the BBC website, Professor Trudie Lang, professor of Global Health Research at the University of Oxford, said there is “no biological mechanism” for washing a respiratory virus down into your stomach in order to kill it.

In the US, Dr Amesh Adalja, Senior Scholar researching emerging infectious diseases at  Johns Hopkins Center for Health Security adds: “While it is true that coronavirus can cause a sore throat and gargling with warm water may make it feel better, it has no direct effect on the virus.”

Drinking plenty of fluids and staying well-hydrated is generally good health advice, especially if you become unwell. But there is no reason to think this will prevent you from becoming infected.

What do trusted sources say?

Harvard TH Chan School of Public Health says: “There is no evidence that regularly gargling has protected people from infection with the new coronavirus. While this may help soothe a sore throat, this practice will not prevent the virus from entering your lungs—neither will drinking frequent sips of water.”

Analysis by EIU Healthcare, supported by Reckitt Benckiser

 

Citation

  1. Smith S et al. Use of non-pharmaceutical interventions to reduce the transmission of influenza in adults: A systematic review. Respirology (2015) 20, 896–903 doi: 10.1111/resp.12541 https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/resp.12541

Reading list

  1. Pandemic Influenza Preparedness Action Plan of the Japanese Government. Inter-ministerial Avian Influenza Committee Revised October 2007. Available at https://www.mhlw.go.jp/english/topics/influenza/dl/pandemic02.pdf [Accessed 1 April 2020]
  2. BBC News Fact Check Team: Coronavirus: The fake health advice you should ignore. 8 March 2020. https://www.bbc.co.uk/news/world-51735367
  3. Jackie Powder. COVID-19 Myths vs. Realities. Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health. https://www.jhsph.edu/covid-19/articles/coronavirus-facts-vs-myths.html
  4. Myths Vs Facts. Harvard TH Chan School of Public Health. https://www.hsph.harvard.edu/india-center/myths-vs-facts/