Мы начинаем все больше и больше понимать, что COVID-19 может быть полиорганной болезнью с последствиями, выходящими за пределы дыхательной системы, некоторые из которых могут сохраняться в более отдаленной перспективе.

Американские врачи составили обзор, чтобы изложить то, что понимается до сих пор. Обзор показывает, что SARS-CoV-2 (вирус, вызывающий COVID-19) может поражать практически все органы организма, включая мозг и нервную систему, сердечно-сосудистую, пищеварительную, печеночную, почечную и гормональную системы. Как говорит один из ведущих авторов обзора: «Врачи должны думать о COVID-19 как о мультисистемной болезни».

Организации в Великобритании и во всем мире разрабатывают постоянно растущий набор клинических руководств по мультисистемному управлению COVID-19, как в периоды острого инфекционного, так и длительного периода восстановления.

Источник мифа

Медицинские новости сегодня сообщили об обзоре, который был опубликован в рецензируемом журнале Природная медицина, Автором обзора были врачи, работающие в Нью-Йорке и других больницах на северо-востоке США.

На чем основано данное заявление?

Авторы обзора объясняют, что SARS-CoV-2 поступает в клетки организма через свой остроконечный белок, который связывается с рецепторами ангиотензинпревращающего фермента 2 (ACE 2) на клеточной поверхности. Вирус преимущественно поражает клетки дыхательных путей, где наблюдается высокий уровень (экспрессия) рецепторов ACE2. Образцы клеток также показали, что вирус может проникать в ткани пищеварительной, мочевой, сердечно-сосудистой и нервной системы, где происходит экспрессия рецептора ACE2. Ожидается, что любые эффекты за пределами легких являются результатом вируса, вызывающего непосредственное повреждение клеток, воспаление и нарушение нормальных процессов. Неизвестно, как SARS-CoV-2 может перемещаться из легких в другие части тела, но, возможно, это происходит через кровоток.

Авторы суммировали различные эффекты многих органов COVID-19, кроме легких:

  • Мозг и нервная система, например, расстройства головного мозга (энцефалопатия), мышечная слабость и паралич, а также такие симптомы, как головные боли и потеря обоняния.
  • Сгустки крови (тромбоэмболические), например тромбоз глубоких вен (ТГВ), легочная эмболия и инсульты (также могут быть включены в вышеуказанную неврологическую категорию).
  • Сердце, например, сердечный приступ и проблемы с сердечным ритмом.
  • Пищеварительная система, например, диарея, рвота и потеря аппетита.
  • Повреждение почек, например, кровь или белок в моче.
  • Повреждение печени, например, повышение уровня ферментов печени.
  • Гормональный, например, повышенный уровень сахара в крови.
  • Кожа например сыпь.

В качестве примеров, исследования показали, что у пациентов, госпитализированных с COVID, до 40% были признаки неврологического поражения, у 40% были признаки поражения почек, у 20-30% были сгустки крови и у 20-30% были признаки повреждения сердечной мышцы. ,

Авторы предложили рекомендации по оценке и управлению этими различными многоорганическими эффектами. Например, регулярная оценка свертываемости крови у всех пациентов, госпитализированных с применением COVID, и предоставление медикаментозного лечения для предотвращения образования тромбов в большинстве случаев. Или регулярный анализ образцов мочи, определение баланса жидкости и начало почечной (почечной) заместительной терапии, где это указано.

Врачам необходимо будет продолжать собирать информацию и опираться на существующие протоколы и руководства по управлению этими не дыхательными эффектами COVID-19.

О чем сообщают надежные источники?

Национальный институт повышения квалификации в области здравоохранения и здравоохранения (NICE) разработал руководство по лечению различных осложнений COVID-19, включая острое повреждение почек а также повреждение сердца.

Многие другие национальные и международные организации разработали руководство по оценке и управлению различными клиническими проявлениями COVID-19, например, ВОЗ руководство по клиническому ведению.

Анализ EIU Healthcare при поддержке Рекитта Бенкизера

цитирование

  1. Гупта А., Мадхаван М.В. и др. Внелегочные проявления КОВИД-19. Природная медицина. 2020 июл 10: 1-6. https://www.nature.com/articles/s41591-020-0968-3

Список для чтения

  1. ОТЛИЧНО. Коронавирус (COVID-19), (По состоянию на 22 июля 2020 г.)
  2. ВОЗ. Клиническое ведение КОВИД-19, Временное руководство, опубликовано 27 мая

We’re starting to understand more and more that COVID-19 can be a multi-organ disease with effects that extend beyond the respiratory system, some of which may persist into the longer term.

US doctors have compiled a review to outline what is understood so far. The review demonstrates that SARS-CoV-2 (the virus that causes COVID-19) can affect nearly every organ in the body, including the brain and nervous system, cardiovascular, digestive, liver, kidney and hormonal systems. As one of the lead authors of the review says, ‘Physicians need to think of COVID-19 as a multisystem disease.’

Organisations in the UK and globally are building an ever-increasing suite of clinical guidelines on the multi-system management of COVID-19, both in the acute infective and longer-term recovery periods.

Where did the story come from?

Medical News Today reported on the review, which was published in the peer-reviewed journal Nature Medicine. The review was authored by doctors working in New York City and other hospitals in the North East of the US.

What is the basis for the claim?

The review authors explain that SARS-CoV-2 enters the body cells via its spike protein, which binds to angiotensin converting enzyme 2 (ACE 2) receptors on the cell surface.  The virus primarily infects cells of the respiratory tract, where there are high levels (expression) of ACE2 receptors. Cell samples have also shown that the virus can enter tissues in the digestive, urinary, cardiovascular and nervous system, where there is expression of the ACE2 receptor. It is expected that any effects beyond the lungs result from the virus causing direct damage to the cells, inflammation and disruption of normal processes. It is not known how SARS-CoV-2 may travel from the lungs to elsewhere in the body, but it is thought possibly via the bloodstream.

The authors summarised the various multi-organ effects of COVID-19, beyond the lungs:

  • Brain and nervous system e.g. brain disorders (encephalopathy), muscle weakness and paralysis, and symptoms such as headaches and loss of smell.
  • Blood clots (thromboembolic), e.g. deep vein thrombosis (DVT), pulmonary embolism and strokes (may also be included in the above neurological category).
  • Heart e.g. heart attack and heart rhythm problems.
  • Digestive system e.g. diarrhoea, vomiting and loss of appetite.
  • Kidney damage e.g. blood or protein in the urine.
  • Liver damage e.g. raised liver enzymes.
  • Hormonal e.g. raised blood sugar.
  • Skin e.g. rashes.

As examples, studies have indicated that, of patients hospitalised with COVID, up to 40% have had signs of neurological involvement, 40% have had signs of kidney damage, 20-30% have had blood clots and 20-30% have had signs of heart muscle damage.

The authors have suggested recommendations on the assessment and management of these various multi-organ effects. For example, routinely assessing blood clotting in all patients hospitalised with COVID and giving drug treatment to prevent clots in most cases. Or routinely analysing urine samples, addressing fluid balance and starting renal (kidney) replacement therapy where indicated.

Doctors will need to continue to gather information and build on existing protocols and guidance around the management of these non-respiratory effects of COVID-19.

What do trusted sources say?

The National Institute for Health and Care Excellence (NICE) has produced guidelines on managing the various complications of COVID-19, including acute kidney injury and heart damage.

Many other national and international organisations have produced guidance on assessing and managing the various clinical manifestations of COVID-19, such as WHO guidance on clinical management.

Analysis by EIU Healthcare, supported by Reckitt Benckiser

Citation

  1. Gupta A, Madhavan MV, et al. Extrapulmonary manifestations of COVID-19. Nature Medicine. 2020 Jul 10:1-6. https://www.nature.com/articles/s41591-020-0968-3

Reading list

  1. NICE. Coronavirus (COVID-19). (Accessed 22 July 2020)
  2. WHO. Clinical management of COVID-19. Interim guidance, published 27 May 20